Социализация агрессии» как способ профилактики агрессивных форм поведения подростков

Педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Центра ПМСС №5 «Сознание»
Виталева Н.И.
Социальный педагог
Центра ПМСС №5 «Сознание»
Гатилова А.Г.

Проблема агрессивного поведения детей разного возраста является актуальной для школы и общества. Педагоги и родители отмечают агрессивные проявления детей по отношению к сверстникам и взрослым, пытаются изменить поведение ребенка, но не всегда применяемые на практике способы воспитания и взаимодействия оказываются эффективными.

В начале 2007-2008 учебного года нами был проведен социологический опрос в школах Октябрьского района г. Красноярска, в котором приняли участие 50 педагогов из пяти школ, работающих с подростками. Целью опроса было выявление актуальности проблемы агрессивного поведения подростков в педагогической практике.

Из проведенного опроса обнаружено следующее: 68% педагогов заявляют о возникающих трудностях во взаимоотношениях с учащимися средней школы, 74% встречаются в своей работе с агрессивным поведением детей. По профилактике агрессивного поведения в школах района проводятся следующие виды работ: тематические классные часы, советы профилактики, встречи с психологом, беседы с социальным педагогом и инспектором ИДН, встречи с родителями, административные совещания, малый педагогический совет, привлечение учащихся к внеклассным и внешкольным мероприятиям. 100% респондентов считают перечисленные виды работ недостаточно эффективными и испытывают потребность в проведении дополнительной работы по профилактике асоциального (в том числе агрессивного) поведения детей.
Опираясь на данные проведенного социологического опроса, был разработан проект «Социализация агрессии подростков».

Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном сообществе [Фурманов И.А.,1.]. При этом «природный» агрессивный потенциал в более зрелом возрасте никуда не исчезает, а в результате социализации подростки учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие остаются агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования, вандализм и другие приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии. Важную роль при этом играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.
По типам поведения можно выделить 4 категории агрессивных детей:

Дети, склонные к проявлению физической агрессии, которыехарактеризуются активностью, целеустремленностью, отличаются решительностью, склонностью к риску, сочетанием экстравертированности со стремлением к общественному признанию, хорошо развитыми лидерскими качествами. Им доставляет особое удовольствие демонстрировать свою власть. Они действуют импульсивно и непродуманно. Часто не извлекают пользы из своего негативного опыта, игнорируют моральные ограничения, равнодушны к этическим и конвенциальным нормам, способны на ложь.

Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии характеризуются психической неуравновешенностью, тревожностью, неуверенностью, сниженным фоном активности, настроения и работоспособности. В сочетании с повышенной возбудимостью у них даже малейшие раздражители вызывают неадекватно бурные вспышки гнева и раздражения. Они не умеют или не считают нужным скрывать свои чувства, мысли и отношение к окружающим, выражая это через оскорбительные вербальные формы.

Детей, склонных к проявлению косвенной агрессииотличает импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознаваемость собственных действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков и предвидят их последствия, не переносят колебаний. Очень болезненно реагируют на критику и замечания в свой адрес. Испытывают обиду и подозрительность по отношению к тем людям, которые пытаются управлять их поведением и заставляют держаться в социально допустимых рамках.

Детей, склонных к проявлению негативизма отличает ранимость и впечатлительность. Основными чертами характера является эгоизм, самодовольство и чрезмерное самомнение. Поэтому повышенная чувствительность ко всему, что задевает их личность, вызывает реакцию протеста. Они рассудительны, обдумывают каждое свое слово и действие, консервативны.

Цель проекта – формирование эффективных способов социализации агрессии подростков.
В качестве задач мы определили:
Создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения родителями нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков.
Информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности подростков с нарушениями поведения и обучение эффективным способам взаимодействия;
Обучение подростков альтернативным (социально приемлемым) способам удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими.

Проект предусматривает параллельную работу с подростками, педагогами и их родителями. Он включает в себя две программы – «Тренинг модификации поведения» для подростков [Фурманов И.А.,1.] и «Тренинг эффективности родителей и психологической компетентности педагога» [Смирнова Т.П..2.] «Тренинг модификации поведения» разработан для агрессивных подростков с асоциальной и делинквентной направленностью поведения. Программа состоит из двух блоков психодиагностического и психокоррекционного.
Психодиагностический блок, необходим для получения информации об индивидуальных психологических особенностях ребенка, характере нарушения поведения, а также системе семейного воспитания. Он включает в себя следующие методики: «Несуществующее животное», «Незаконченные предложения», опросник Басса-Дарки, анкету для родителей и педагогов, АСВ (опросник для родителей).
Коррекционный блок представляет собой психологический тренинг интегративного типа с элементами различных психотерапевтических техник.

Целью тренинга модификации поведения подростков является достижение эмоциональных, когнитивных и поведенческих изменений у подростков с нарушением поведения. Расширение их адаптационных возможностей.
Достигнуть ожидаемых результатов можно обозначив в качестве приоритетных задач –создание условий для осознания собственных потребностей; отреагирования негативных эмоций и обучения приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.

С участниками тренинга необходимо провести предварительную беседу о целях тренинга и его результатах. Предпочтительно формировать группу из детей одного возраста, это связанно с уровнем значимости возрастной проблематики, различиями в актуальных потребностях, ценностных ориентациях, интересах. Численность группы 10-12 человек. Регулярность занятий (методом погружения) 3 дня, с продолжительностью одного занятия 5 часов, с перерывами через каждые 1,5 часа работы.
Представленная программа рассчитана на подростков 5-9 классов. Специфика работы с подростками с нарушением поведения предполагает использование мягкого «полузакрытого» режима. Возможно введение регламента и санкций на опоздание. Учитывая разный социальный опыт и уровень рефлексии у подростков 5 и 9 классов, меняются и формы тренинговой работы. Для учащихся 5-6 классов наиболее эффективными являются арт-техники, для старших подростков целесообразен рефлексивный анализ упражнений.
Занятие структурировано следующим образом:
Психологическая разминка
Психотехнические упражнения, стимулирующие групповую динамику.
Корректирующие психологические упражнения.
Внутригрупповая дискуссия.
Межгрупповая дискуссия.
Обратная связь.
Наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия. Эта техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития. Бихевиоральный подход предполагает рассмотрение поведения не в качестве симптома какого-либо заболевания, а в качестве определенных типов реагирования. Таким образом, объектом воздействия в процессе поведенческой терапии является само поведение человека.
Наиболее распространенной формой психо – коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, является тренинг социальных навыков. Это обусловлено взаимосвязью дефицита социальных навыков у детей с их агрессивностью и делинквентностью.
Техники, используемые в тренинге, направлены на обучение подростков использованию прямого отказа от нежелательного поведения, вместо привычного для них агрессивного реагирования, обучение оценке социальных ситуаций, подкрепление торможения агрессивных стереотипов поведения, формирование более адаптивных поведенческих паттернов, расширение и усиление продуктивных поведенческих реакций, минимизация тревожности.
Наряду с эффективностью техника модификации поведения детей имеет ряд недостатков:
она позволяет снимать симптомы нарушений поведения, но не влияет на их причины; не имеет средств для профилактики нарушений поведения; оказывает кратковременный эффект; не позволяет получить эффект переноса.
Эффект от психотерапевтической работы с подростком может возрасти если он будет подкреплен поддержкой со стороны родителей и педагогов, прошедших «Тренинг эффективности родителей и психологической компетентности педагога».
На формирование агрессивных форм поведения детей сильное влияние оказывают условия семейного воспитания. Большинство детей с асоциальным типом поведения – это дети из семей с неустойчивым типом воспитания с присущим данным семьям равнодушием к эмоциональному миру детей и их интересам, противоречивостью требований, жестокостью наказаний, а иногда и полным отсутствием запретов и ограничений со стороны родителей (попустительская позиция).
Также известно, что негативное поведение детей усиливается вследствие неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками общения с трудными детьми. Непрекращающаяся конфронтация, затянувшиеся конфликты и эмоциональная взаимная неприязнь вызывают вербальную агрессию учащихся на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников.
Опираясь на выше изложенное, поставлена цель – обучение взрослых распознаванию факторов своего поведения, провоцирующих ребенка на агрессивное ответное действие.
Были выделены следующие задачи:
– переключить внимание взрослого с фиксации на негативном поведении ребенка на собственное негативное эмоциональное неконтролируемое состояние.
– создание психологических условий для приобретения родителями нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков;
– информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности подростков с нарушениями поведения и приемах конструктивного и позитивного общения в целях исключения агрессивной ответной поведенческой реакции со стороны детей;
Занятия с педагогами и родителями проводятся в форме семинара – практикума с использованием ролевых игр и методов формирования конфликтной компетентности. Продолжительность встреч для родителей – 3 дня по 2 часа; для учителей – 1 день 4-5 часов.
Результаты апробации программы
Данная программа прошла апробацию на учащихся 5 –го класса и их родителях.
По данным диагностического обследования по опроснику Басса-Дарки у 55% подростков показатели агрессии выше нормы, высокие показатели враждебности встречаются у 82% опрошенных.
В методике «Незаконченные предложения» в качестве провоцирующих факторов вызывающих агрессивное поведение и реакцию гнева подростки отмечают случаи:
когда не считаются с их интересами,
когда оскорбляют их личное достоинство (сплетничают, обзывают, обижают, кричат),
когда вторгаются в личностное пространство (берут вещи без разрешения).
Анализ способов разрядки гнева показал, что подростки используют разные формы агрессии:
вербальную агрессию (кричу, оскорбляю в ответ),
физическую агрессию (могут ударить),
косвенную агрессию (бью по столу, швыряю книги, хлопаю дверьми),
негативизм (закрываюсь в комнате, ни с кем не разговариваю).
Преодолевать агрессию родители помогают детям такими способами:
анализируют ситуацию с ребенком и помогают найти выход из конфликта (например: предлагают побить или обозвать в ответ);
успокаивают (говорят: «досчитай до десяти, и злость пройдет», шутят),
угрожают,
наказывают.
В основном в родительских рекомендациях преобладают деструктивные способы выхода из конфликтной ситуации, что свидетельствует о недостаточной конфликтной компетентности родителей.
Заявляя агрессивное поведение подростков как проблему, педагоги не выделяют четких критериев характерных для агрессивного поведения. Оценивая поведение детей, взрослые не фиксируют агрессивных проявлений в поведении своих детей. Хотя результаты диагностических данных и наблюдение за взаимодействием подростков на занятиях свидетельствуют об обратном.
Начиная работу с родителями, мы отметили, что за агрессию они принимают преимущественно негативные эмоции (гнев, раздражение, обиду, эмоциональную неустойчивость, подозрение, злость), угрозы и намерения навредить, а не конкретные действия, которые наносят вред другому лицу. В процессе работы было также выявлено, что у родителей имеющих одного ребенка в семье не возникает конфликтов с подростком, по причине отсутствия обязанностей у ребенка по дому и четких требований, предъявляемых родителями. При нарушении просьбы или требования ребенком, родители не используют никаких санкций, также как и поощрений при желаемом действии ребенка. Таким образом, отсутствие в семье рамок регламентирующих поведение подростка не провоцирует в нем протестных реакций агрессивного характера в отношениях с родителями. Попустительский стиль воспитания в семье вызывает противоречия у подростка, что приводит к конфликтности в школе с учителями и в группе сверстников, так как данное социальное окружение ставит перед подростком жесткие рамки, ограничивающие его свободу самовыражения. Дефицит социальных навыков и отсутствие опыта разрешения конфликтных ситуаций социально приемлемых способами объясняет то, что ответные реакции носят, как правило, агрессивный спонтанный характер, в основе которых лежат эмоции гнева.
В процессе тренинга отмечалась положительная динамика изменений эмоционального состояния подростков, в обратной связи ребята фиксировали, что после занятия им «стало легче на душе». Изменились взаимоотношения в группе, ребята отмечали – «что заметили, что на тренинге, они стали ближе друг другу, научились слушать и понимать других». К концу занятий участники тренинга изменили свое отношение к правилам поведения в группе и санкциям за их нарушение, которые они совместно приняли перед началом тренинга – от полного отторжения правил до соблюдения дисциплины без замечаний ведущего, от желания договориться об отмене санкции до желания понять, как необходимо изменить свое поведение.
Анализ результатов проведённой работы со взрослыми даёт возможность предполагать, что наиболее эффективной данная программа будет в том случае, если «Тренинг эффективности родителей и психологической компетентности педагога» будет представлен двумя отдельными блоками: «Формирование родительской компетентности» и «Формирование психологической компетентности педагогов». Так как практика показала, что у родителей с преобладающим типом (попустительского) семейного воспитания нет запроса на проведение работы с детьми по данной проблеме. А педагоги, формулируя запрос на работу с подростками по изменению агрессивного поведения, вероятнее всего подменяют понятие «агрессии» понятием «конфликт».
Данный проект находится на стадии апробации, однако на данном этапе можно утверждать, что обучение подростков анализу собственного поведения, способам разрядки гнева и способам выхода из конфликтных ситуаций способствует социализации агрессии.
Литература:
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция Минск,1996
Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей Р.на Дону, 2005.

Нет ответов на вопрос

Comments are closed.