СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В МБОУ ЦПМСС №5 «СОЗНАНИЕ»

М.А.Коровина, социальный педагог, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание»

        В связи с инновациями в современном образовании преобразуются функции и обязанности специалистов Центра психолого-медико-социального-сопровождения №5 «Сознание». В условиях реформирования особое значение имеет профилактика различных проявлений дезадаптации и нарушений социализации у несовершеннолетних, попавших в тяжелую жизненную ситуацию или оказавшихся в конфликте с законом. В нашем Центре есть ресурс для восстановления нормативного взросления подростков. Инновационная деятельность Центра отражается в следующих направлениях: современный подход к профилактике дезадаптации и нарушений социализации у несовершеннолетних, межведомственное взаимодействие в системе профилактики, участие в ювенальных процессах.
        I. Взаимодействие с образовательными учреждениями, родителями и несовершеннолетними (в рамках ранней диагностики и первичной профилактики).
                1) Взаимодействие с образовательными учреждениями Октябрьского района является одной из приоритетных составляющих деятельности Центра, т.к. решающим в профилактике является работа не с отдельной категорией подростков, а образовательное пространство, в котором они находятся.
Для выявления «группы риска» специалисты Центра (психологи, логопеды, дефектологи, невролог) выезжают в дошкольные и общеобразовательные учреждения с целью профилактического обследования детей.
Центр осуществляет методическое руководство деятельностью районных методических объединений специалистов помогающего профиля, школьных психолого-педагогических консилиумов. Специалистами Центра проводятся семинары по технологии медиации, направленные на обучение школьных служб примирения решать конфликты через создание условий для конструктивного диалога, культуры межличностного взаимодействия.
                2) Педагогическая недальновидность родителей несовершеннолетних группы риска является серьезным барьером в проведении профилактической работы. Между тем, сфера взаимоотношений подростка с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование его личности, его потребностно-мотивационной сферы, системы отношений к себе и окружающим. Практика показывает, что ни родители, ни их дети не осознают внутренней причинно-следственной обусловленности возникающих в отношениях проблем, в результате чего начинают обвинять во всех конфликтах и непонимании друг друга. Специалисты Центра проводят выездные родительские собрания по выстраиванию конструктивного взаимодействия между родителями, педагогами и детьми. Психолого-педагогическое просвещение востребовано родителями, но приходится констатировать тот факт, что количество участников обучающих программ для родителей не велико, т.к. требует их полной включенности и организованности.
В связи с этим Центр «Сознание» проводит исследовательскую и мотивирующую работу по реализации новых эффективных форм повышения родительской компетентности. Для родителей проводятся районные семинары по актуальным для них темам. Применяется ранняя диагностика и профилактика нарушений адаптации и социализации несовершеннолетних.
                3) С 2009 года в Центре начала работу выездная междисциплинарная команда профилактантов по проекту «Взгляд в будущее» в составе которой: педагоги-психологи, социальный педагог, врач-невролог, врач-психиатр, журналист газеты «Новая университетская жизнь» СФУ, специалист по работе с молодежью КБУ «Форум», волонтеры из числа студентов социально-правового факультета СФУ.
        Цель этого проекта:

  • Воспитание ценности здорового образа жизни у несовершеннолетних;
  • Формирование ответственного отношения к построению своего будущего;
  • Создание заинтересованности подростков в психологических, социально-правовых и медицинских знаниях как источнике саморазвития и самопознания.

Задачи:

  1. Привлечь специалистов разных профилей для просвещения старшеклассников по вопросам профилактики отклоняющегося поведения, саморегуляции и построения временных перспектив;
  2. Развить рефлексивные способности по осознанию здоровья как базовой ценности жизнедеятельности личности;
  3. Актуализировать возрастные потребности в самопознании, саморазвитии, самовоспитании, самовыражении и самореализации.
  4. Повысить социально-правовую, медико-психологическую культуру старшеклассников.

        Процедура проведения выездного мероприятия заключается в следующем: члены команды профилактантов выезжают в образовательное учреждение, где на общем собрании презентуют свои площадки. Подростки выбирают интересующее их направление и работают в выбранном ими режиме (беседы, тренинги, круглые столы). Им предлагаются темы по профилактике СПИДа, аддиктивного поведения, по разрешению конфликтных ситуаций, целеполаганию, развитию социально-правовой культуры.
        Проект показывает свою востребованность, вызывает интерес в образовательных учреждениях не только Октябрьского района, но и города (команда профилактантов выезжала в Красноярский кадетский корпус). В настоящее время проект развивается, притягивая к себе новых участников.
        I I. Межведомственное взаимодействие в системе профилактики.
        У большинства подростков группы риска своя история, свои причины приведшие его к социальному неблагополучию. Это и дефициты в познавательном развитии, нарушения физического, неврологического, психического здоровья. Но основной причиной девиаций является жизнь подростка вне нормальных социальных связей. Дети с трудностями взросления, как правило, ограничиваются только связями внутри девиантных групп и общностей. Преодолеть негативный потенциал ребенка возможно, только совместной работой междисциплинарной команды специалистов, посредством выстраивания социального партнерства с учреждениями и ведомствами системы профилактики.
        Выполняя миссию по защите и гарантии прав детей и подростков на развитие, образование, на условия, способствующие успешной интеграции в общество, Центр «Сознание» активно участвует в межведомственном взаимодействии субъектов системы профилактики в организации индивидуальной профилактической работы (ИПР) с несовершеннолетними и их семьями, координируемой Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Октябрьского района. В настоящее время четко выстроен порядок взаимодействия, очерчены границы, ответственность каждого участника системы профилактики отлажены профессиональные связи, функции ключевых специалистов межведомственного сопровождения.
        На этапе формирования программы ИПР собираются представители всех структур системы профилактики (Молодежного центра, полиции, Управления образования, Центра социальной помощи семье и детям, образовательного учреждения, Центра психолого-медико-социального сопровождения и др.), выстраивают общее понимание проблемы и определяют направления по сопровождению несовершеннолетнего. За своевременную реализацию программы ИПР отвечает куратор. Программа ИПР составляется на 6 месяцев, после чего рассматривается вопрос о ее завершении или продлении. Эффективность программы отслеживается каждые 3 месяца (по отработанной схеме происходит ее корректировка).
Центр «Сознание» как субъект профилактики определяет образовательный маршрут на районной психолого-медико-педагогической комиссии (РПМПК) и обеспечивает оказание психолого-медико-педагогической и социальной помощи несовершеннолетнему и его семье в рамках программы ИПР.
        Связующим звеном между Центром и субъектами профилактики района является социальный педагог. На протяжении нескольких лет социальный педагог психолого-медико-педагогической комиссии входит в состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).
        Задачей его участия в работе КДН и ЗП является:
• обеспечение первичного взаимодействия с семьей,
• информирование о ресурсах и перспективах развития ребенка,
• составление первичного плана координации действий специалистов Центра,
• организация социальной и правовой помощи семье или ребенку, находящимся в ТЖС, СОП или в конфликте с законом,
• приглашение семьи в Центр при необходимости разработки специальных условий для ребенка,
• направление на РПМПК.
        Ежегодно в условиях центра проходят комплексное обследование и получают помощь специалистов дети и родители, направленные с КДН и ЗП. Родители получают консультации по выстраиванию взаимодействия с подростками с целью коррекции девиантного поведения, профилактике жестокого обращения с ребенком в семье. С детьми проводится восстановительно-реабилитационная работа, направленная на формирование адаптационных способностей. Для некоторых детей РПМПК определен образовательный маршрут и даны рекомендации специалистам общественных организаций, учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работающих в сферах социальной, молодежной политики, образования, здравоохранения по разработке программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних.
                I I I. Участие в ювенальных процессах.
        Новые современные подходы в применении наказания по отношению к несовершеннолетним, совершившим противоправные действия требует активного участия специалистов профилактики. Совместно с отделом опеки и попечительства по запросу ОУУП и ДН ОП №2 УВД, суда Октябрьского района специалисты Центра систематически участвуют в ювенальных процессах. Специалисты Центра сопровождают несовершеннолетних потерпевших от преступных посягательств в ходе уголовного следствия, судопроизводства и послесудебного периода, выявляют причины нарушения психологического здоровья и безопасности личности, проводят реабилитационную работу по индивидуальным программам с целью преодоления постстрессовых состояний несовершеннолетних.
        В статье отражены только некоторые аспекты профилактической деятельности Центра. Результаты многолетней работы показывают, что именно командная, межведомственная, системно выстроенная работа обеспечивает надежные условия и положительные результаты социально-психологического развития детей и подростков.

Нет ответов на вопрос

Comments are closed.