Какие советы может дать педагог родителям детей с аутистическим спектром расстройств?

аутизм

     Под аутистическими состояниями понимается погружение в мир личностных переживаний с ослаблением или утратой контакта с окружающим миром, интереса к реальности, отсутствием стремления общения с окружающими, скудностью эмоциональных проявлений (Верещагина, 2009). Основные клинические признаки аутизма являются: трудности коммуникации; стереотипность поведения; социальное взаимодействие. Как отмечает О.С. Никольская (2009г), даже в самых тяжелых случаях при создании адекватных условий обучение, развитие и воспитание ребенка возможно. Ребенок способен освоить ранее недоступные ему способы коммуникации с другими людьми, стать более адаптированным в быту, овладеть отдельными учебными приемами. Одни из основных задач, которые стоят перед педагогом при работе с ребенком с аутистическим спектром расстройств, это формирование коммуникации в диаде родитель-ребенок и воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым. Несмотря на то, что родитель выступает как основной посредник между миром и ребенком, он очень часто не знает, как взаимодействовать со своим особенным ребенком. Кроме того, не для кого ни секрет, что взаимодействие с аутичным ребенком, как правило, требует больших эмоциональных затрат, которые при не правильном взаимодействии с ребенком приводят к быстрому эмоциональному истощению взрослого. Остановимся на распространенных затруднениях родителя, которые могут возникнуть в процессе взаимодействия с ребенком.

СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ СПРАВИТСЯ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОЖДЯ?

autizam2

     По мнению многих авторов, в дошкольном возрасте у детей, данной категории, возрастает число неадекватных страхов. Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Стремление к ритуалам, к стереотипному поведению и движениям – своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу. В.В.Лебединский отмечает, что наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков. Дети с диагнозом РДА погружены в свои фантазии, проблемы. Дети с аутистическим спектром расстройств боятся всего нового. Поэтому, мы предлагаем, в качестве эффективного способа коррекции использовать семейное чтение. В этом случае рекомендуется многократное, медленное, тщательное, выразительное чтение, в процессе которого ребенок с помощью взрослого знакомится с литературными образами героев, осознает логику событий и обстоятельств. iМногократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные разъяснения родителей помогают ребенку научиться, лучше понимать себя и окружающих, а те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повторению «обучающего» чтения, снижают тревожность ребенка и повышают его уверенность в себе (проиграть роль трусливого героя и роль смелого героя и т.д.). Даже если ребенок не понимает, что от него хотят в данный момент, продолжайте заниматься, позже вы увидите плоды своих стараний.

БУДЕМ РИСОВАТЬ

5-year-old-painter-autism-iris-grace-14

     Кроме семейного чтения, родителям хорошо использовать метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами все, что рисуют, терпеливо объясняют ребенку последовательность рисования, называют каждую деталь. Если ребенок не хочет или не может рисовать сам, взрослые действуют руками ребенка сами. При совместном рисовании родители могут сами нарисовать, например, одно колесо. Они просят ребенка дорисовать картинку. Подобная работа способствует развитию восприятия, воображения ребенка, учит его взаимодействовать со взрослыми.

СПОЕМ ВМЕСТЕ

Без имени-1

     Дети всегда нуждаются во внимании, они часто устают. У них, как и у взрослых, бывает плохо на душе и хочется поплакать, часто они не могут самостоятельно успокоиться. Надо обязательно приласкать ребенка и вместе попеть народные потешки или веселые детские песенки. Когда родитель укладывает ребенка спать, полезно пропевать колыбельные, а когда кормит или одевает пестушки и потешки. Это организовывает ребенка и приучает к режимным моментам.

ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН БАРАБАН?

baraban

     Очень интересный метод, как для родителей, так и для детей, развитие навыка игры на ударном инструменте (барабане). Это способствует развитию взаимодействия между собой, развивает чувство метроритма, чувства ансамбля. Как утверждает австрийский педагог – композитор Карл. Орф. Барабан – это первый в жизни детей инструмент, на котором можно играть сразу без обучения. Его широкая поверхность позволяет играть различными способами, руками, палочками, по любому сектору и, безусловно, успешно извлекать звук. Когда ребенок видит барабан, своими руками ощупывает его, исследует звуковые возможности, у него непременно возникает желание играть, что приводит к развитию его познавательных способностей. Игра на барабане вызывает живой интерес у детей, расширяет их знания. Почему именно барабан очень полезен для детей? Первый свой ритм дети ощущают, находясь в утробе своей матери, слыша биение ее сердца. По своей природе барабанные ритмы воздействуют на человека наибольшей степени, т.к. звуки барабанов имеют сильно сконцентрированный волновой эффект. Ученые доказали, что хорошие альфа – волны возникают у людей в коре головного мозга при игре и слушании барабанных ритмов, что приводит к положительной динамике в эмоциональной, ментальной среде и даже на физическом плане. Ребенок легко включается в игру, его волнует собственная причастность к происходящему, он начинает получать удовольствие от происходящего.

ПОЧЕМУ РОДИТЕЛЮ НУЖНО ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ЗАНЯТИИ С ПЕДАГОГОМ?

     Для того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в детском коллективе, желательно, чтобы родители или другие близкие присутствовали рядом с ребенком на занятиях. Такая форма работы укрепляет контакт родителей и педагога, помогает выработать им эффективную программу взаимодействия с аутичным ребенком.

ПОМНИТЕ!

Без имени-2

     Даже если, на первый взгляд, кажется, что ребенок никак не реагирует на его старания и на слова, все равно необходимо, как можно больше говорить с ним, облекая в слова все его действия и возможные переживания. Скорее всего, со временем ребенок научится понимать, что слова взрослого непосредственно связаны с его поступками и что при помощи слов можно выразить мысли, чувства и можно общаться с окружающими.

ПОЛУЧАЙТЕ РАДОСТЬ ОТ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ, И МИР СТАНЕТ ВОКРУГ ВАС ЧИЩЕ И СВЕТЛЕЕ!

Без имени-3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ).

  1. Верещагина. Н.Ф. Особый ребенок.2009 .
  2. Морозов С.А. Материалы всероссийской научно-практической конференции М.2006 .
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми .2007.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. 2009.
  5. Никольская О.С. Аутичный ребенок, пути помощи. 1997.

Педагоги-психологи МБОУ ЦПМСС № 5 «Сознание» Н.Ф.Кочеткова, В.В.Люкшина.

Нет ответов на вопрос

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.